Методика использования компьютерных презентаций на уроках

Калинина Е.В.,
учитель информатики сош № 15 г. Ярославля,
Щербакова Н.В.,
учитель русского языка и литературы сош № 15 г. Ярославля

"Красотой спасется мир"

Ф.М. Достоевский

Среди задач, которые в своё время были поставлены перед школьным предметом “информатика” есть общепедагогическая составляющая – учитель информатики и его кабинет должны стать проводником новых компьютерных технологий обучения в своей школе. В нашей школе использование информационных технологий если еще и не норма, то уже и не экзотика. Мы выбрали этот путь, делаются первые шаги, и, думается, дорогу осилит идущий.

Многие наши проекты и замыслы могут осуществиться особенно теперь с появлением новой мультимедийной техники. Сейчас разработаны очень много профессиональных CD курсов по разным предметам и направлениям. В кабинете создана мультимедиатека, которая постоянно пополняется и используется учителями для проведения уроков, подготовки презентаций. Но при использовании готовых программ возникают проблемы: материалов очень много, но что взять конкретно на этот урок. Часто материал подходит только для обобщения или повторения пройденного. Поэтому появилась потребность сделать что-то своё, нужное для определённого класса, чтобы потом это можно было доработать, дополнить.

Учителей заинтересовала возможность создавать свои презентации, используя программу PowerPoint. Компьютерная презентация представляет собой последовательность слайдов, содержащих мультимедийные объекты: числа, текст, графику, анимацию, видео и звук. Программа довольно проста в использовании. И показав один раз учителю, как набирается текст, как вставить картинку, график или диаграмму, тот сам начинает работать с этой программой. А выполненные по заданию конкретного учителя мультимедийные презентации рельефно высвечивают годами отработанные методики. Основные цели использования компьютерных слайдов на уроках – наглядность, эмоциональность, эстетичность. При подготовке к уроку сканируются иллюстрации из самых разных изданий, открытки, марки, то есть такой материал, который просто невозможно использовать для обычной демонстрации. Компьютерные слайды с лёгкостью изменяются, улучшаются, дополняются. И можно говорить о принципиально новых горизонтах преподавания, расширяющих наши возможности в достижении конечного результата – качества образования. Учителя, разумеется, поначалу вынуждены тратить довольно много времени на разработку эскизов, подбор фотографий, текстов, но, понимая, что это делается раз и навсегда, материал усваивается учащимися значительно лучше, на уроке отпадает вопрос дисциплины, экономится на 10-15% время урока, учитель идёт на это.

 

Цель уроков русского языка и литературы – способствовать духовному становлению личности, формированию её нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью. И главная, высшая цель любого урока словесности состоит не столько в вооружении ученика знаниями «на потом», сколько в том, чтобы сейчас, «здесь и теперь» испытал то душевное потрясение, которое заставило бы его иначе, чем до урока, относиться к себе и к миру.

Интерес, богатство эмоций, многообразие и разнообразие рождаются, развиваются в непосредственном общении школьников с природой, человеком, миром изобразительного и прикладного и искусства, архитектуры, музыки.

Только в курсе литературы « лепка души» ребёнка осуществляется через приобщение к духовной ценностям, которые оформились по законам красоты и от того освоения мира искусства обретает глубоко личностный, сердечный характер. Литературное произведение становится инструментом воздействия на «тайное тайных» на душу читателя.

М.И. Цветаева признавалась: «Книги мне дали больше, чем люди».

Учитель должен быть чутким посредником между детьми и окружающей их действительностью. Каждый знает, как много значит удачно найденный, интересный для учеников жанр урока (урок-новелла, урок – премьера), интересные способы учебной работы.

Но для успешного урока, по мнению психологов, нужно, чтобы у учеников возникла потребность в коммуникации (Жилин Н.И.)...

Нестандартные способы организации уроков возбуждают интерес и живое участие школьников. Методическим средством организации на наш взгляд, может стать использование мультимедийных презентаций, которые вызывают любопытство детей, побуждают к обмену впечатлениями – общению. Т. к. мультимедийные презентации – это яркие, зримые образы, музыка, дикторские тексты, что существенно обновляет методику проведения уроков.

С учетом уровня реального технического оснащения сегодняшней школы. (В лучшем случае оборудован лишь один компьютерный класс, следовательно, возможно лишь периодическое проведение нескольких уроков в течение четверти). Целесообразно использование компьютерных презентаций при проведении уроков развития речи, знакомства с творчеством писателей, при изучении обзорных тем.

Изучение произведений мы начинаем с изучения биографии художника слова. Общеизвестно, что биография помогает понять позицию, мировоззрения писателя и, следовательно, глубже проанализировать его произведения. Цель уроков, посвященных биографии писателя, - оживить облик художника слова, вызвать интерес к его личности, к его взглядам, сомнениям, идеалам.

Мы разработаем 3 урока – знакомства с жизнью и творчеством Шукшина, Грина, К. Дойля.

Мы можем не только показать фотографии писателей, но и совершить виртуальное путешествие в Крым, побывать на родине Шукшина. Согласитесь, что благодаря Интернату, CD-энциклопедии имеется возможность показать не 1 фотографию (в лучшем случае 1 фрагмент), для этого нам не нужно приносить телевизор и видео, включать переключать, всё уже включено в одну презентацию.

Ученики слышат голос писателя, видят его фотографии, знакомятся с его творчеством.

Всё это готовит их к главному – понять творчество, позволяет зримо представить эпоху, воспринять её не только разумом, но и эмоционально.

Чтобы проверить, насколько внимательно, школьники прочитали произведения, можно провести тест, или задания в игровой форме.

При этом надо учитывать активное стремление подростка к самостоятельным формам учебной деятельности, использовать для реализации такого стремления возможности домашней работы, индивидуальные задания, совместные проекты.

Мы с учащимися 7-10 кл. разработали сайт «Художественные направления, течения, стили».

Задача, которую ставили перед собой – дать представление о художественной культуре, познакомиться с выдающимися достижениями искусства в разных странах, рассказать об особенностях направлений, стилей, течений, научить их распознавать.

Всю историю мировой художественной культуры можно рассматривать как историю стилей. Сложившись в определенную историческую эпоху, они непрерывно преобразовывались на следующем этапе в новом качестве.

Материалы данного сайта дают представление о сути основных стилей, таких как классицизм, рококо, романтизм и т.д.

Сайт включает в себя словарь, содержащий сжатую компактную информацию о стиле, направлении, течении, слайд-шоу «Шедевры мирового искусства», реку времен (хронологическую карту), раздел об авторах и источниках используемой информации и методические разработки уроков, выполненные в виде презентаций, в которых большое внимание уделено раскрытию содержания конкретных произведений, их живописных и стилистических особенностей, творческой манеры художников, их создавших. Акцент сделан на изобразительном искусстве, архитектуре, литературе, о развитии музыкального искусства, театра рассказывается кратко. В конце каждой темы даются вопросы. Музыка (все презентации озвучены), живопись, архитектура позволит учителю МХК, истории, литературы во многом по-новому подойти к преподаванию предмета, а учащимся зримо и живо представить определенную историческую эпоху.

Для создания удобной навигации использованы разные гиперссылки: с рисунков, текстов и кнопок, а также многоуровневое меню.

В качестве выразительных средств в презентации применены эффекты анимации, эффекты переходов слайдов. Одной из наиболее сложных форм деятельности учащихся, является написание сочинений описаний. Но во многих школах отсутствует добротный изобразительный материал, поскольку репродукции картин к урокам развития речи в последний раз были изданы в 1965 году. Мы разработали 11 уроков развития речи, 4 из них посвящены описанию внешности.

Описание внешности – важное коммуникативное умение, которым должен владеть каждый человек, поскольку в жизни нам нередко приходится в той или иной мере описывать внешность человека, его характер, манеры, поведение, с портретом мы встречаемся и в беллетристике и публицистике. Вместе с тем известно, что описательный тип речи является наиболее трудным для учащихся, поскольку создание текста-описания требует аналитического подхода к объекту речи. Предполагает не только умение наблюдать, но и умение понять внутренний мир человека, выразить своё отношение к нему. Учитывая трудности в создании текста, определяемые особенностями описательного типа речи, мы посвящаем первый урок – изучению жанра портрета.

«Портрет в искусстве». Главная задача первого урока – это ввести понятие портрет, портрет в изобразительном искусстве, показать отличие фотографии от портрета. Во всяком подлинно художественном портрете мы всегда стремимся отыскать нечто большее, чем изображение конкретного лица, при восприятии портрета возникает «магический треугольник»: модель – художник – зритель. Учащиеся знакомятся с тем арсеналом средств, которые есть у художника, с композицией художественного произведения. Сопоставляют портрет Струйской кисти Рокотова со стихотворением Н. Заболоцкого «Любите живопись, поэты…». Слушают два текста – описания портрета Струйской и портрета смолянок Левицкого (их мы взяли с CD диска «Шедевры русской живописи»). Школьники пересказывают то, что услышали, знакомятся с жанром парадного портрета, сами описывают портреты. Музыка, слово, живопись – все это способствует развитию творчества детей.

Следующий урок – это урок подготовки к сочинению-описанию портрета-картины В.А. Серова «Девочка с персиками». Начинается урок с показа детских портретов кисти В.А. Серова. Далее мы знакомим учащихся с творчеством художника, его родителями, учителями. Рассказ сопровождает показ фотографий и картин. Вместе с учениками мы попадаем в Абрамцево, одновременно пополняя свой запас новыми словами. Затем обращаемся к портрету Веры Мамонтовой. Учитель стимулирует воображение школьников, помогая осмыслить и пополнить имеющийся у них опыт, этому способствует и работа с текстами – образцами, авторы которых демонстрируют не только тонкую наблюдательность, богатое воображение, но и выступают мастерами слова (тексты Арбузова и Грабаря). Далее выполняем задания, составляем план, устно описываем картину. Светлый, жизнерадостный облик девочки, сидящей в спокойной позе, нежный и нарядный колорит портрета-картины привлекают учащихся и вызывают у них желание высказаться. На следующем уроке школьники пишут сочинение-описание.

Можно говорить сколько угодно о том, что школьники среднего звена переросли книжки с картинками, однако иллюстрации на уроке литературы остаются важнейшим средством восприятия художественного произведения.

Компьютерные слайды, подготовленные заранее, позволяют создать образ литературного героя, а зачастую и самого автора произведения.

Так, изучение творчества А.С. Пушкина не мыслится без формирования его яркого образа, позволяющего объяснить и прочувствовать всю самобытную мелодичность его произведений.

Великий русский поэт станет несравненно ближе и дороже, а главное – человечнее, если представить школьникам несколько его портретов и сравнить их. Можно включить фрагмент документального фильма или показать важный фрагмент картины.

Создание текста на основе восприятия картины-портрета имеет свои несомненные достоинства: живописный портрет представляет учащимся готовый материал. Задача же учеников состоит в том, чтобы перевести язык живописи на язык словесного искусства, с помощью слов выразить понимание увиденного на полотне.

Перед сочинением-описанием Ильинской церкви мы писали публицистическое изложение с элементами описания Успенского монастыря (по А. Гордину). На уроке была проведена словесно-орфографическая работа, восьмиклассники уточнили значение и запомнили правописание необходимых для сочинения слов. Совершили экскурсию. На установочном занятии школьники получили необходимую консультацию по сбору и систематизации рабочих материалов, их будущей обработке и совершенствованию черновых текстов.

Как вы знаете, в 9 классе школьники на выпускном экзамене по русскому языку пишут изложение с творческим заданием. Большинство текстов изложений посвящено творчеству писателей, музыкантов, художников. Мы разработали урок подготовки к одному из изложений.

Начинается урок со знакомства с творчеством И. Левитана, с истории создания картины «Осенний день в Сокольниках» (это и есть текст изложения). Мы не только читаем текст, но и показываем портрет И. Левитана и его картину.

После обсуждения, пересказа, выполняем предложенное в сборнике задание. Мы предлагаем ученикам описать картину И. Левитана «Над вечным покоем».

Ученикам бывает трудно составить «палитру» пейзажиста. На помощь может прийти программа Paint. Мы помещаем картину Левитана и при помощи нехитрых инструментов (пипетки и заливки) составляем «палитру» красок.

Важно научить школьников создавать произведения разных жанров. Мы подготовили урок «Речевое произведение в детективном жанре».

Знакомим учеников с композицией детективного произведения, сравниваем героев сказок и детективов, пишем свой детектив.

Что же нового дает использование мультимедийных презентаций?

Во-первых, удобство демонстрации. Соединяются в одной презентации все средства ТСО: видео, таблица, магнитофон, диаграммы. Использование других программ: PhotoShop, Paint и др.

Во-вторых, методические преимущества:

Возможность остановить, детально рассмотреть зрительный ряд, вернуться к предыдущим слайдом, компьютер выступает в роли доброжелательного, терпеливого собеседника. Расширяется круг тем, краеведческий характер материала делает его особенно интересным помогает организовать наблюдение, «учит видеть».

В-третьих, решение дидактических задач, значительно активизируется мнемонические центры личности, что приводит к прочности усвоения материала и быстрому его усвоению, повышается заинтересованность, развиваются коммуникативный потенциал личности. Создаются психологические и дидактические предпосылки активной речевой деятельности учащихся, а увлеченность, радость, вызываемые процессом учения и его результатом, придают новые силы, сообщают деятельности высокую энергию

В заключении хочется напомнить, что психологи утверждают: творчество не есть удел талантливых, это нормальный и постоянный спутник детского развития.

Сам же творческий процесс не что иное, как «способность видеть жизнь всегда как бы в первый раз, в необыкновенной свежести и значительности каждого явления, каким бы малым оно ни казалось. Это – зоркость зрения, воспринимающего все краски, умение живописать словами, чтобы создать вещи зримые… Это – знание огромных возможностей слова, умение почувствовать и передать поэзию, щедро рассеянную вокруг нас.

Значит, чтобы воспитать в ребенке «писателя», надо, в первую очередь, развить в нем сильный интерес к окружающей жизни, конкретному объекту действительности. И этому способствуют мультимедийные презентации.

«Переживая духовное удовлетворение от того, что он творит, человек по-настоящему ощущает, что он живёт. Без творчества невозможно представить жизнь подростков».

Вся дидактика творческого взаимодействия делает акцент на развитие творческой активности личности, поскольку это, в конечном счёте, даёт возможность более прочного, яркого и полного усвоения материала, возможность личного отклика и неравнодушного отношения к проблемам урока.

Подготовка урока с использованием ИКТ требует от педагога исключительной творческой сосредоточенности.

Изучаемая тема с использованием ИКТ обретает прочный зрительный, слуховой и деятельный ассоциативный комплекс. Кардинально меняется характер учебной деятельности ученика и роль «живого» учителя. Диалогические и иллюстративные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса и его деятельностную структуру. Конечно, каждый творчески работающий учитель может предложить альтернативные моему решению варианты уроков. Качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения.

«Хочешь наукой воспитать ученика – люби свою науку и знай её, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их», - писал Л.Н. Толстой.

Подобно тому, как золотая роза старого мусорщика в произведении К.Г. Паустовского, предназначена для счастья Сюзанны, так и наше творчество предназначается для того, чтобы красота земли, призыв к борьбе за счастье, радость и свободу, широта человеческого сердца и сила разума преобладали над тьмой и сверкали как незаходящее солнце.

«Самая большая ценность, которой награждает человека искусство, - это ценность доброты. Награжденный даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а, следовательно, и счастливее» (Д.С. Лихачев).