Методика
использования компьютерных презентаций на уроках
Калинина Е.В.,
учитель информатики сош № 15 г. Ярославля,
Щербакова Н.В.,
учитель русского языка и литературы сош № 15 г. Ярославля
"Красотой спасется
мир"
Ф.М. Достоевский
Среди задач, которые в своё
время были поставлены перед школьным предметом “информатика” есть
общепедагогическая составляющая – учитель информатики и его кабинет должны
стать проводником новых компьютерных технологий обучения в своей школе. В нашей
школе использование информационных технологий если еще и не норма, то уже и не
экзотика. Мы выбрали этот путь, делаются первые шаги, и, думается, дорогу
осилит идущий.
Многие наши проекты и
замыслы могут осуществиться особенно теперь с появлением новой мультимедийной
техники. Сейчас разработаны очень много профессиональных CD курсов по разным
предметам и направлениям. В кабинете создана мультимедиатека, которая постоянно
пополняется и используется учителями для проведения уроков, подготовки
презентаций. Но при использовании готовых программ возникают проблемы:
материалов очень много, но что взять конкретно на этот урок. Часто материал
подходит только для обобщения или повторения пройденного. Поэтому появилась
потребность сделать что-то своё, нужное для определённого класса, чтобы потом это
можно было доработать, дополнить.
Учителей заинтересовала
возможность создавать свои презентации, используя программу PowerPoint.
Компьютерная презентация представляет собой последовательность слайдов,
содержащих мультимедийные объекты: числа, текст, графику, анимацию, видео и
звук. Программа довольно проста в использовании. И показав один раз учителю,
как набирается текст, как вставить картинку, график или диаграмму, тот сам
начинает работать с этой программой. А выполненные по заданию конкретного учителя
мультимедийные презентации рельефно высвечивают годами отработанные методики.
Основные цели использования компьютерных слайдов на уроках – наглядность,
эмоциональность, эстетичность. При подготовке к уроку сканируются иллюстрации
из самых разных изданий, открытки, марки, то есть такой материал, который
просто невозможно использовать для обычной демонстрации. Компьютерные слайды с
лёгкостью изменяются, улучшаются, дополняются. И можно говорить о принципиально
новых горизонтах преподавания, расширяющих наши возможности в достижении
конечного результата – качества образования. Учителя, разумеется, поначалу
вынуждены тратить довольно много времени на разработку эскизов, подбор
фотографий, текстов, но, понимая, что это делается раз и навсегда, материал
усваивается учащимися значительно лучше, на уроке отпадает вопрос дисциплины,
экономится на 10-15% время урока, учитель идёт на это.
Цель уроков русского языка
и литературы – способствовать духовному становлению личности, формированию её
нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью. И
главная, высшая цель любого урока словесности состоит не столько в вооружении
ученика знаниями «на потом», сколько в том, чтобы сейчас, «здесь и теперь»
испытал то душевное потрясение, которое заставило бы его иначе, чем до урока,
относиться к себе и к миру.
Интерес, богатство эмоций,
многообразие и разнообразие рождаются, развиваются в непосредственном общении
школьников с природой, человеком, миром изобразительного и прикладного и
искусства, архитектуры, музыки.
Только в курсе литературы «
лепка души» ребёнка осуществляется через приобщение к духовной ценностям,
которые оформились по законам красоты и от того освоения мира искусства
обретает глубоко личностный, сердечный характер. Литературное произведение
становится инструментом воздействия на «тайное тайных» на душу читателя.
М.И. Цветаева
признавалась: «Книги мне дали больше, чем люди».
Учитель должен быть чутким
посредником между детьми и окружающей их действительностью. Каждый знает, как
много значит удачно найденный, интересный для учеников жанр урока
(урок-новелла, урок – премьера), интересные способы учебной работы.
Но для успешного урока, по
мнению психологов, нужно, чтобы у учеников возникла потребность в коммуникации
(Жилин Н.И.)...
Нестандартные способы
организации уроков возбуждают интерес и живое участие школьников. Методическим
средством организации на наш взгляд, может стать использование мультимедийных
презентаций, которые вызывают любопытство детей, побуждают к обмену
впечатлениями – общению. Т. к. мультимедийные презентации – это яркие, зримые
образы, музыка, дикторские тексты, что существенно обновляет методику
проведения уроков.
С учетом уровня реального
технического оснащения сегодняшней школы. (В лучшем случае оборудован лишь один
компьютерный класс, следовательно, возможно лишь периодическое проведение
нескольких уроков в течение четверти). Целесообразно использование компьютерных
презентаций при проведении уроков развития речи, знакомства с творчеством
писателей, при изучении обзорных тем.
Изучение произведений мы
начинаем с изучения биографии художника слова. Общеизвестно, что биография
помогает понять позицию, мировоззрения писателя и, следовательно, глубже
проанализировать его произведения. Цель уроков, посвященных биографии писателя,
- оживить облик художника слова, вызвать интерес к его личности, к его
взглядам, сомнениям, идеалам.
Мы разработаем 3 урока –
знакомства с жизнью и творчеством Шукшина, Грина, К. Дойля.
Мы можем не только показать
фотографии писателей, но и совершить виртуальное путешествие в Крым, побывать
на родине Шукшина. Согласитесь, что благодаря Интернату, CD-энциклопедии
имеется возможность показать не 1 фотографию (в лучшем случае 1 фрагмент), для
этого нам не нужно приносить телевизор и видео, включать переключать, всё уже
включено в одну презентацию.
Ученики слышат голос
писателя, видят его фотографии, знакомятся с его творчеством.
Всё это готовит их к
главному – понять творчество, позволяет зримо представить эпоху, воспринять её
не только разумом, но и эмоционально.
Чтобы проверить, насколько
внимательно, школьники прочитали произведения, можно провести тест, или задания
в игровой форме.
При этом надо учитывать
активное стремление подростка к самостоятельным формам учебной деятельности,
использовать для реализации такого стремления возможности домашней работы,
индивидуальные задания, совместные проекты.
Мы с учащимися 7-10 кл.
разработали сайт «Художественные направления, течения, стили».
Задача, которую ставили
перед собой – дать представление о художественной культуре, познакомиться с
выдающимися достижениями искусства в разных странах, рассказать об особенностях
направлений, стилей, течений, научить их распознавать.
Всю историю мировой
художественной культуры можно рассматривать как историю стилей. Сложившись в
определенную историческую эпоху, они непрерывно преобразовывались на следующем
этапе в новом качестве.
Материалы данного сайта
дают представление о сути основных стилей, таких как классицизм, рококо,
романтизм и т.д.
Сайт включает в себя
словарь, содержащий сжатую компактную информацию о стиле, направлении, течении,
слайд-шоу «Шедевры мирового искусства», реку времен (хронологическую карту),
раздел об авторах и источниках используемой информации и методические
разработки уроков, выполненные в виде презентаций, в которых большое внимание
уделено раскрытию содержания конкретных произведений, их живописных и
стилистических особенностей, творческой манеры художников, их создавших. Акцент
сделан на изобразительном искусстве, архитектуре, литературе, о развитии
музыкального искусства, театра рассказывается кратко. В конце каждой темы
даются вопросы. Музыка (все презентации озвучены), живопись, архитектура
позволит учителю МХК, истории, литературы во многом по-новому подойти к
преподаванию предмета, а учащимся зримо и живо представить определенную
историческую эпоху.
Для создания удобной
навигации использованы разные гиперссылки: с рисунков, текстов и кнопок, а
также многоуровневое меню.
В качестве выразительных
средств в презентации применены эффекты анимации, эффекты переходов слайдов.
Одной из наиболее сложных форм деятельности учащихся, является написание
сочинений описаний. Но во многих школах отсутствует добротный изобразительный
материал, поскольку репродукции картин к урокам развития речи в последний раз
были изданы в 1965 году. Мы разработали 11 уроков развития речи, 4 из них
посвящены описанию внешности.
Описание внешности – важное
коммуникативное умение, которым должен владеть каждый человек, поскольку в
жизни нам нередко приходится в той или иной мере описывать внешность человека,
его характер, манеры, поведение, с портретом мы встречаемся и в беллетристике и
публицистике. Вместе с тем известно, что описательный тип речи является
наиболее трудным для учащихся, поскольку создание текста-описания требует
аналитического подхода к объекту речи. Предполагает не только умение наблюдать,
но и умение понять внутренний мир человека, выразить своё отношение к нему.
Учитывая трудности в создании текста, определяемые особенностями описательного
типа речи, мы посвящаем первый урок – изучению жанра портрета.
«Портрет в искусстве».
Главная задача первого урока – это ввести понятие портрет, портрет в
изобразительном искусстве, показать отличие фотографии от портрета. Во всяком
подлинно художественном портрете мы всегда стремимся отыскать нечто большее,
чем изображение конкретного лица, при восприятии портрета возникает «магический
треугольник»: модель – художник – зритель. Учащиеся знакомятся с тем арсеналом
средств, которые есть у художника, с композицией художественного произведения.
Сопоставляют портрет Струйской кисти Рокотова со стихотворением Н. Заболоцкого
«Любите живопись, поэты…». Слушают два текста – описания портрета Струйской и
портрета смолянок Левицкого (их мы взяли с CD диска «Шедевры русской живописи»).
Школьники пересказывают то, что услышали, знакомятся с жанром парадного
портрета, сами описывают портреты. Музыка, слово, живопись – все это
способствует развитию творчества детей.
Следующий урок – это урок
подготовки к сочинению-описанию портрета-картины В.А. Серова «Девочка с
персиками». Начинается урок с показа детских портретов кисти В.А. Серова.
Далее мы знакомим учащихся с творчеством художника, его родителями, учителями.
Рассказ сопровождает показ фотографий и картин. Вместе с учениками мы попадаем
в Абрамцево, одновременно пополняя свой запас новыми словами. Затем обращаемся
к портрету Веры Мамонтовой. Учитель стимулирует воображение школьников, помогая
осмыслить и пополнить имеющийся у них опыт, этому способствует и работа с
текстами – образцами, авторы которых демонстрируют не только тонкую
наблюдательность, богатое воображение, но и выступают мастерами слова (тексты
Арбузова и Грабаря). Далее выполняем задания, составляем план, устно описываем
картину. Светлый, жизнерадостный облик девочки, сидящей в спокойной позе,
нежный и нарядный колорит портрета-картины привлекают учащихся и вызывают у них
желание высказаться. На следующем уроке школьники пишут сочинение-описание.
Можно говорить сколько
угодно о том, что школьники среднего звена переросли книжки с картинками,
однако иллюстрации на уроке литературы остаются важнейшим средством восприятия
художественного произведения.
Компьютерные слайды,
подготовленные заранее, позволяют создать образ литературного героя, а зачастую
и самого автора произведения.
Так, изучение творчества
А.С. Пушкина не мыслится без формирования его яркого образа, позволяющего
объяснить и прочувствовать всю самобытную мелодичность его произведений.
Великий русский поэт станет
несравненно ближе и дороже, а главное – человечнее, если представить школьникам
несколько его портретов и сравнить их. Можно включить фрагмент документального
фильма или показать важный фрагмент картины.
Создание текста на основе
восприятия картины-портрета имеет свои несомненные достоинства: живописный портрет
представляет учащимся готовый материал. Задача же учеников состоит в том, чтобы
перевести язык живописи на язык словесного искусства, с помощью слов выразить
понимание увиденного на полотне.
Перед сочинением-описанием
Ильинской церкви мы писали публицистическое изложение с элементами описания
Успенского монастыря (по А. Гордину). На уроке была проведена
словесно-орфографическая работа, восьмиклассники уточнили значение и запомнили
правописание необходимых для сочинения слов. Совершили экскурсию. На установочном
занятии школьники получили необходимую консультацию по сбору и систематизации
рабочих материалов, их будущей обработке и совершенствованию черновых текстов.
Как вы знаете, в 9 классе
школьники на выпускном экзамене по русскому языку пишут изложение с творческим
заданием. Большинство текстов изложений посвящено творчеству писателей,
музыкантов, художников. Мы разработали урок подготовки к одному из изложений.
Начинается урок со
знакомства с творчеством И. Левитана, с истории создания картины «Осенний день
в Сокольниках» (это и есть текст изложения). Мы не только читаем текст, но и
показываем портрет И. Левитана и его картину.
После обсуждения,
пересказа, выполняем предложенное в сборнике задание. Мы предлагаем ученикам
описать картину И. Левитана «Над вечным покоем».
Ученикам бывает трудно
составить «палитру» пейзажиста. На помощь может прийти программа Paint. Мы
помещаем картину Левитана и при помощи нехитрых инструментов (пипетки и
заливки) составляем «палитру» красок.
Важно научить школьников
создавать произведения разных жанров. Мы подготовили урок «Речевое произведение
в детективном жанре».
Знакомим учеников с
композицией детективного произведения, сравниваем героев сказок и детективов,
пишем свой детектив.
Что же нового дает
использование мультимедийных презентаций?
Во-первых, удобство
демонстрации. Соединяются в одной презентации все средства ТСО: видео, таблица,
магнитофон, диаграммы. Использование других программ: PhotoShop, Paint и др.
Во-вторых, методические
преимущества:
Возможность остановить,
детально рассмотреть зрительный ряд, вернуться к предыдущим слайдом, компьютер
выступает в роли доброжелательного, терпеливого собеседника. Расширяется круг
тем, краеведческий характер материала делает его особенно интересным помогает
организовать наблюдение, «учит видеть».
В-третьих, решение
дидактических задач, значительно активизируется мнемонические центры личности,
что приводит к прочности усвоения материала и быстрому его усвоению, повышается
заинтересованность, развиваются коммуникативный потенциал личности. Создаются
психологические и дидактические предпосылки активной речевой деятельности
учащихся, а увлеченность, радость, вызываемые процессом учения и его
результатом, придают новые силы, сообщают деятельности высокую энергию
В заключении хочется
напомнить, что психологи утверждают: творчество не есть удел талантливых, это
нормальный и постоянный спутник детского развития.
Сам же творческий процесс
не что иное, как «способность видеть жизнь всегда как бы в первый раз, в
необыкновенной свежести и значительности каждого явления, каким бы малым оно ни
казалось. Это – зоркость зрения, воспринимающего все краски, умение живописать
словами, чтобы создать вещи зримые… Это – знание огромных возможностей слова,
умение почувствовать и передать поэзию, щедро рассеянную вокруг нас.
Значит, чтобы воспитать в
ребенке «писателя», надо, в первую очередь, развить в нем сильный интерес к
окружающей жизни, конкретному объекту действительности. И этому способствуют
мультимедийные презентации.
«Переживая духовное удовлетворение
от того, что он творит, человек по-настоящему ощущает, что он живёт. Без
творчества невозможно представить жизнь подростков».
Вся дидактика творческого
взаимодействия делает акцент на развитие творческой активности личности,
поскольку это, в конечном счёте, даёт возможность более прочного, яркого и
полного усвоения материала, возможность личного отклика и неравнодушного
отношения к проблемам урока.
Подготовка урока с
использованием ИКТ требует от педагога исключительной творческой сосредоточенности.
Изучаемая тема с
использованием ИКТ обретает прочный зрительный, слуховой и деятельный
ассоциативный комплекс. Кардинально меняется характер учебной деятельности
ученика и роль «живого» учителя. Диалогические и иллюстративные возможности
компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса и его
деятельностную структуру. Конечно, каждый творчески работающий учитель может
предложить альтернативные моему решению варианты уроков. Качественно новый
уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов
обучения.
«Хочешь наукой воспитать
ученика – люби свою науку и знай её, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь
их», - писал Л.Н. Толстой.
Подобно тому, как золотая
роза старого мусорщика в произведении К.Г. Паустовского, предназначена для
счастья Сюзанны, так и наше творчество предназначается для того, чтобы красота
земли, призыв к борьбе за счастье, радость и свободу, широта человеческого
сердца и сила разума преобладали над тьмой и сверкали как незаходящее солнце.
«Самая большая ценность,
которой награждает человека искусство, - это ценность доброты. Награжденный
даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а,
следовательно, и счастливее» (Д.С. Лихачев).